СИД ИГОРЬ (Россия)

Поэт Игорь Сид - участник геопоэтического проекта НАШКРЫМПОЭТ, ЭССЕИСТ, КУРАТОР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Литературные публикации с 1982 (журналы «Юность», «Спутник» и др.). Поэтические тексты представлены, в частности, в антологиях «Строфы века» (1995) и «Самиздат века» (1997). Сборник поэм «Коварные крымцы» (2011) – финалист российской литературной премии «Нонконформизм» 2012 года. Сооснователь крымско-московской поэтической группы «Полуостров» (1992), создатель Крымского геопоэтического клуба (1995), организатор Боспорского форума современной культуры (1993-2013) и многих других экспериментальных проектов. 
Родился в 1963 в Джанкое (Крым). Окончил биофак Днепропетровского университета и курсы пилотов батискафа в Севастополе. Работал в экспедициях в тропиках и в Антарктике. Также работает в области видеопоэзии (совместно с Алексеем Блажко и Екатериной Дайс). Составитель аудиоантологии русской поэзии «СПА» — «Современная Поэзия от Авторов»). Член Русского ПЕН-клуба.

ПЕРФОРМЕР
(Случай с Драконом)1

В ожиданьи Орды
он калачиком спит на ковре.
Воссозданье твердынь –
опыт трудный,
оооооооооооооподобный горе
рукотворных алмазов.

Так в пустынной драконьей норе
спит счастливый охотник, промазав.

* * *

Исмета я застал ещё в московский период, в его студенческие
ооооооогоды, появляясь в Белокаменной в рамках своих бизнес-
ооооооопрожектов. Прожектами выглядели и многообразные арт-
оооооооэксперименты моего друга. Не видя никаких шансов
ооооооокоммерциализировать его интеллектуальные изобретения,
оооооооконвертировать их, так сказать, в денежный эквивалент, я
ооооооопродолжительное время оставался относительно
оооооообезмолвным зрителем и слушателем.
Может быть, это и к лучшему.

Он был юн и горяч, и на круглых столах
бредил, что Аллегория – это Аллах,
а искусство Формального это тюрьма,
возведённая из дерьма…

Меня всё сильнее беспокоило новое направление в его
ооооооодеятельности, быстро ставшее основным. Однажды
оооооооиспробовав полёт на дельтаплане, он уже не мог
оооооооотказаться от присутствия – прямого или скрытого – в
ооооооосвоих работах темы овладения воздушной стихией.

Образы её покорителей у него не то что бы эволюционировали, –
ооооооонаоборот, наблюдалось некое движение вспять, от
оооооооастронавтов к Икару и от птиц к птерозаврам, и ещё
ооооооодальше, к чешуекрылым насекомым. Наконец, он пришёл к
оооооооприменению постоянного и, по сути, основного элемента
ооооооосвоих перформансов – воздушного змея.

Не столь страшно было то, что змей всё время ломался, –
ооооооо его несущую плоскость так или иначе приходилось каждый
ооооооораз менять: она служила центральным семантическим
оооооооузлом, предъявляя на себе то изображение ханской тамги,
ооооооото китайские или японские иероглифы, то пушкинские
ооооооостроки.

Страшно то, что Исмет стал обращаться к змею по имени и уже
оооооообеседовал с ним, как с живым существом. Я попытался
ооооооокритиковать эту практику с точки зрения доступных мне
ооооооопостулатов традиционного искусствоведения.

Он сказал: – Не спеши низвергать, Ворчунов!
Мой концепт многозначен и нов.
Понимаешь, Андрей, это как бы не Змей,
а ДРУГАЯ ОСНОВА ОСНОВ.

Ведь драконология это
та же конспирология,
она же, кстати, и космогония,
ооооооотолько
объяснённая на пальцах, когтях и тонко
иннервированных перепонках.

Короче, через призму зрения юнната – сострил я (про себя).

* * *

Мы очень долго не общались. Я к концу 90-х бросил потуги
оооооооосновать собственное дело, и устроился исполнительным
ооооооодиректором небольшой торговой фирмы в оффшорной зоне
ооооооона Кипре. Дóма в Бахчисарае появлялся всё реже и реже.
оооооооИсмет же, наоборот, перебрался в Крым, на историческую
ооооооородину. (Родился он, понятно, в Средней Азии, в Чирчике под
оооооооТашкентом.)

Увиделись мы в Симферополе – я прилетел для оформления одного
ооооооокоммерческого контракта, он добивался там же в Совмине
оооооооразрешения на полёт с парапланом внутри пространства
оооооооМраморной пещеры на Чатыр-Даге. Канцелярская сторона
оооооооу него всегда хромала, министерские крючкотворцы
оооооооотфутболивали его заявку раз за разом, находя всё новые
ооооооозацепки, и в конце концов он дал пощёчину одному чиновнику
ооооооо– кажется, тоже татарину. И, по слухам, сломал ему нос.

Ему пришлось скрываться некоторое время, пока шум не утих.
оооооооВстретились мы в гостях у моего тёзки, поэта Полякова.

Как он жил эти годы? Предпринял несколько путешествий – по
оооооооЕвропе, Соединённым Штатам, в Монголию, на Курильские
оооооооострова. Продолжая свои опыты везде, где это было
ооооооовозможно.

На кастинге новых тотемов для Российской Федерации
выдвинул Змея Горыныча – давняя креатура2
В Закарпатье снюхался с тайными Братьями
из запрещённой ложи «Псы Пресвятого Юра».

Хором загрызли Папу
в его второй и, понятно, последний визит во Львов –
нет пощады сатрапу,
изгнавшему Змея из требников, библий и снов!

И запускали с часовни Ратуши
воздушного змея в виде иконы:
святой Георгий – впервые без ретуши! –
в объятьях святого Дракона.

(Привираю, конечно. Друзья, как всегда, сражались.
Змей привычно валялся, давя на жалость…)

Фишка в другом: икона создавалась Исметом в реальном времени,
ооооооона пару с помощницей, с применением особых сакральных
ооооооокрасок, замешанных на земле, взятой с одной из главных
ооооооомогил Святого Георгия, расположенной близ Дербента.

Мусульманский перформер, гордыня и доблесть,
православный малюет образ…
Я не видел зрелища бесподобней.

(Ассистировала эффектная Яна,
art- и fashion-звезда Дагестана.)

* * *

Я спросил его, почему он так зациклился на образе Георгия. В
оооооооисламе ведь подобного героя зовут по-другому, Джирджис.
оооооооНе помню точно ответ, – кажется, что это то же самое
оооооооимя, но по-арабски. Впечатлило продолжение: что от того
оооооооже греческого «Георгиос» происходят и другие известные
ооооооослова – например, «гюрза». А ещё – фамилия Гурджиев…
оооооооМне стали понятнее некоторые зигзаги в творческом
оооооооразвитии друга.

Извечная его тема – драматического и плодотворного конфликта
ооооооозападной и восточной форм сознания – приобрела теперь
ооооооокакие-то замысловатые конструктивистские изгибы. Он
оооооооутверждал тогда, в частности, что

гюрза,
будто горный
узкий и юркий поток,
по утрам течёт на Восток.

Но а в полдень – на Юг: как арык, прямиком.
И лишь ночью – на Запад, тайком…

И что век Золотой допустим, лишь когда
к нам придёт Золотая Орда.

«Но бояться не стоит, и вдаль не смотри.
Ведь приходит Она изнутри».

Я спросил: – Но тогда что такое «Орда»
(о которой, что странно, молчал Деррида)?
Ординарные Дауны,
гордо Орущие «Да!»?

Он ответил:
– ОРДА ЭТО ОРДЕН ДАДА.

Это Ориентальному Дань,
что внечувственно платим годами,
это пламя и воды Ордалий
и летатлинский орган Дедалий…

И острить перестань.

Но а если простыми словами,
это Ортогональное Дао…

– В общем, ясен концепт, – я острить перестал. –
Ты готовишь Орде золотой пьедестал…
Как сказала художница Яна,
ты – трёхглавый Орёл Дагестана!

Тут Исмет помрачнел. Я смутился. Чтó вдруг?
– Здесь, в весёлой Тавриде ты, верно, скучаешь по Яне?
– Без неё я не я… Без неё я совсем обезъянен, –
отшутился мой друг.

Я постарался сменить тему. Поинтересовался его опытами
ооооооо в области артистических перевоплощений. Конечно,
ооооооо до Владика Мамышева в этом плане Исмету было далеко.
оооооооЗато в его репертуаре были не только человеческие
ооооооосущества.

– Я не смог притвориться великим мурзой,
но лелеял мечту воссоздать Мезозой!
Для начала стелился гюрзой…

…На одной конференции, вечность назад,
я подполз к Черномырдину и рассказал
про ордынские корни владыки.
«Чернота» его имени, корень kará,
прирастает как будто чужая кора,
только значит другое: «ВЕЛИКИЙ».

То есть не «ЧерноМырдин», – «Великий Мырдá»!
То есть Кара-Мырда, то есть Карамурза3,
в анфиладе синонимов эта лоза
извивается между веками…

Слово зá слово… Вскоре – поверишь ли, Ворч,
мы открыли The Center of Ordic Research!
Пробный камень…

И для спонсора – Виктора Кара-Мырды –
мы повсюду искали следы и плоды
возвращенья Великой Орды.

Да… Но вернёмся к дракону.

Меня тоже волновала проблема повсеместного присутствия
ооооооокрылатого ящера в мировой истории. Да и ответ про
оооооооГеоргия я почему-то никак не мог вспомнить. На очередном
ооооооовитке беседы я снова озвучил вопрос.

Внезапно Исмет пригласил меня к старинной иконе с
оооооооПобедоносцем, обнаружившейся у Полякова на стене в
ооооооогостиной, как рояль в кустах. От неожиданности я снова
ооооооочто-то сострил, кажется, насчёт «эти двое везде за нами
оооооооследят». Он стал водить по холсту своим зонтиком,
ооооооокоторый при этом всё время норовил раскрыться,
ооооооорасправить перепонки.

– Ворч, смотри: символ Верхнего мира (летучий дракон)
здесь повержен, а Нижнего (всадник копытный) – вверху.
Я о том, что слова Трисмегиста здесь вывернуты наизнанку…
Массаракш, ты имеешь в виду?
– Перестань…
Видишь: Змей и Георгий, они имитируют схватку.

Дело даже не в том.
Ведь дракон обвивает хвостом –
самым кончиком – ногу коня…
Ты теперь понимаешь меня?

И копьё постаралось попасть ему в пасть!
А могло бы – ба-бах! прямо в пах…
Или просто проткнуть ему грудь.

Сюжет, разворачивавшийся на плоскости передо мной, оказался
ооооооовдруг совсем, абсолютно фантасмагорическим.
оооооооПритворившиеся соперниками-двоеборцами ИНЬ и ЯН (на
ооооооокоторых прозрачно намекал Исмет) вдруг слились в некое
ооооооошевелящееся единое целое…

Перед нами извивался по часовой стрелке УРОБОРОС.

– Друг, ты можешь не верить в Раймона Кено,
но Дракон и Георгий – одно.
– Ты что-то имеешь против Раймона?
– Нет, просто я – за Дракона.

НИ САВРОКТОНА, НИ ЛАОКООНА –
НЕТ НИКОГО, КТО ПРОТИВ ДРАКОНА!

* * *

– Ладно… Поздно уже. Я прощаюсь, Андреи.
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо– Лады!
Он уходит под дождь с нераскрытым зонтом
оооооооооооооооооооооооооооо(а несёт как стрелу).
И, вернувшись домой,
ооооооооооон, свернувшись калачиком, спит на полу
в ожиданьи Орды.

2011

1 Поэма из цикла «Коварные крымцы».
2 Победила там, правда, белочка-дура…(Игорь Сид “Новый тотем для России”. Русский Журнал)
3 «Великий Князь» по-тюркски (неправильный перевод — «Чёрный Князь»).